Стратегический многорежимный межконтинентальный сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-160

Описание

Разработка: ОКБ им. А.Н. Туполева
Производство: Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова
Первый полёт: 1981

Бомбардировщик Ту-160 предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных объектов в удаленных географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий. В настоящее время проводятся работы по дальнейшему совершенствованию самолета.

Особенности конструкции

Самолет Ту-160, как и его предшественник Ту-95, сохранил характерные черты тяжелого классического бомбардировщика - схему свободнонесущего моноплана, крыло большого удлинения, четыре двигателя, установленные на крыле (под его неподвижной частью), трехопорное шасси с носовой стойкой. Планер изготовлен в основном из алюминиевых сплавов. Доля титановых сплавов в массе планера - 20%, использованы КМ и стеклопластики.

Особенностью планера является интегральная схема аэродинамической компоновки, при которой корневая неподвижная часть крыла выполнена неразъемной с фюзеляжем и составляет с ним единую конструкцию. Это позволяет уменьшить омываемые поверхности, соответственно снизить сопротивление и повысить аэродинамические характеристики, более полно использовать внутренние объемы для размещения грузов, топлива, оборудования, а также уменьшить число конструктивных стыков, снижая тем самым массу самолёта, ограниченную ввиду эксплуатации с ВПП ограниченных размеров (военных).

Стреловидность крыла меняется в диапазоне от 20° до 65°, что существенно повышает аэродинамические качества самолёта, увеличивается дальность полёта на малой высоте, улучшаются взлётно-посадочные характеристики. Переменная стреловидность крыла делает возможным достижение компромисса между требованиями, предъявляемыми к стратегическому межконтинентальному бомбардировщику:

  • обеспечение большой дальности полета по сложному профилю с преодолением зоны ПВО на большой высоте со сверхзвуковой скоростью или у земли с дозвуковой скоростью полета;
  • основной полет к цели до зоны действия ПВО должен выполняется на оптимальных высотах с дозвуковой скоростью.

Система управления двигателями — электрическая, с гидромеханическим дублированием. Имеется убираемая штанга-топливоприемник системы дозаправки в полете. Система управления самолетом — аналоговая электродистанцион¬ная с четырехканальным резервированием. Самолет оснащен ПРНК, обеспечивающим автоматический полет и боевое применение вне зависимости от времени суток, региона и метеоусловий. Имеется многоканальный цифровой помехозащищенный комплекс связи, включающий и спутниковые средства.

Экипаж, состоящий из четырех человек, размещается в носовой части фюзеляжа в единой просторной гермокабине. Все члены экипажа располагаются в катапультных креслах. Управление самолетом осуществляется не при помощи традиционного для тяжелых бомбардировщиков штурвала, а посредством ручки управления "истребительного" типа.

Все ракетно-бомбовое вооружение размещено внутри в двух одинаковых отсеках вооружения.

Лётно-технические характеристики

размах крыла (м) 55,7/35,6
длина самолета (м) 54,1
высота самолета (м) 13,2
угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд (град) 25/60
двигатель 4хТРДДФ
максимальная скорость (км/ч) 1800
максимальная высота полёта (м) 14000