Ближнемагистральный пассажирский самолёт Sukhoi Superjet 100 (SSJ)

Описание

Разработка: ОАО «Компания «Сухой»
Первый полёт: 19 мая 2008 года
Стадия проекта: серийное производство

Самолёты Sukhoi Superjet 100 (SSJ) способны перевозить 95 пассажиров на расстояние до 3000 км (базовая модель) и до 4500 км (модификация с увеличенной дальностью). Sukhoi Superjet 100 — единственное семейство самолетов, предлагающее пассажирам уровень комфорта, сопоставимый с магистральными самолетами. Семейство самолетов SSJ соответствует современным и перспективным требованиям российского и мирового рынка самолетов гражданской авиации.

Конструкция самолёта отвечает специфике требований авиакомпаний России, СНГ, западных стран и соответствует требованиям АП-25, FAR-25, JAR-25. Самолеты семейства Superjet 100 удовлетворяют требованиям по уровню шума, создаваемого самолетом на местности по Главе 4 стандарта ICAO и FAR 36 части 4, вступившим в силу в 2006 году. Самолёты SSJ удовлетворяют требованиям 99% аэродромов класса А, Б и В России и СНГ.

Проект создания семейства российских региональных самолетов Sukhoi Superjet 100 осуществляет ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), образованное в 2000 г.

Тесное сотрудничество конструкторов из более чем 20 мировых лидеров авиастроения, принимающих участие в создании семейства Sukhoi Superjet 100, дало возможность наделить самолеты непревзойденными для своего класса характеристиками комфорта и безопасности полета, экономики и эффективности эксплуатации.

Поставщиками основных систем для самолетов SSJ являются ведущие зарубежные авиастроительные компании. Так, например, разработка и производство двигателя SаM146 для всего семейства самолетов производится компанией PowerJet — совместным предприятием французской компании Snecma, являющейся одним из крупнейших мировых производителей двигателей, и российского НПО «Сатурн». Компания Boeing оказывает консультационную поддержку ГСС в области маркетинга, проектирования и производства, сертификации и системы качества на предприятии, работы с поставщиками систем, послепродажной поддержки.

Организация опытного и серийного производства самолетов семейства Sukhoi Superjet 100 осуществляется на основе широкой кооперации и специализации с использованием производственных мощностей серийных самолетостроительных заводов ОАО «Компания Сухой» (ОАО «КнААПО», ОАО «НАПО») и ОАО «ВАСО», изготавливающими детали самолета из композитных материалов по современным технологиям. Компания «Гражданские самолеты Сухого» осуществляет окончательную сборку, летные испытания и приемку самолетов, а также располагает Центром поставок в г.Комсомольск-на-Амуре.

В августе 2007 г. холдинг «Сухой» и итальянская компания Alenia Aeronautica создали совместное предприятие (СП) SuperJet International Company с целью продвижения и продаж SSJ на внешнем рынке, кастомизацию самолёта под заказчика, а также обеспечения послепродажного обслуживания и сервисных услуг по всему миру. Создание СП было предусмотрено Генеральным Соглашением о стратегическом партнёрстве по проекту SSJ, ранее подписанным ОАК, «Компанией «Сухой», ГСС с российской стороны, и компаниями Alenia Aeronautica, Finmeccanica c итальянской стороны. «Компании «Сухой» принадлежит 49%, а компании Alenia Aeronautica - 51% акций СП.

Кроме того, в соответствии с условиями Генерального Соглашения Alenia Aeronautica приобрела 25% акций + 1 акция компании «Гражданские Самолеты Сухого» (сделка была совершена 7 апреля 2009 года). Соглашение также оговаривало условия участия итальянской стороны в финансировании программы (не менее 25% общих инвестиций в проект).

3 февраля 2011 года Межгосударственный авиационный комитет выдал Сертификат типа Авиарегистра МАК на самолет Sukhoi Superjet 100.

Сертификацию самолета по требованиям EASA планируется завершить в 2011 году.

Сам подход к созданию семейства SSJ уникален своей нацеленностью на нужды авиакомпаний. В его основе лежит глубокий анализ требований к конфигурации самолета и оценка перспективных потребностей рынка. За счет увеличенных возможностей по дальности полета SSJ может использоваться на более широкой сети маршрутов, включая ряд магистральных, причем с большей эффективностью и высоким уровнем комфорта. С увеличением дальности растет экономическая эффективность. Великолепная аэродинамика самолёта Superjet 100 дает большие преимущества на крейсерской скорости. Улучшенные взлетные и посадочные характеристики наряду с возможностью всепогодной эксплуатации делают самолет «разработчиком маршрутов». Авиакомпании, таким образом, получат возможность открывать новые маршруты, на которых другие самолеты менее эффективны или менее комфортабельны.