ОАК представляет на «Гидроавиасалоне-2018» цифровые разработки

7 Сентября 2018

7 сентября состоялось торжественное открытие Международной выставки по гидроавиации «Гидроавиасалон-2018» в Геленджике. В церемонии принял участие президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь. Значительная часть экспозиции и содержание конгрессной части авиасалона в этом году посвящена цифровым технологиям.

«Интеллектуальный обмен между специалистами и конструкторами, которые приехали сюда, действительно запущен. Я считаю, что высокий накал страстей, который показал вчерашний день, в обсуждении того, что должно произойти в России, кто кем должен управлять - искусственный интеллект инженером или инженер искусственным интеллектом, задаст хороший тон. Мы достойны того, чтобы открыть здесь и сейчас величайшую новую эпоху - цифровой «Гидроавиасалон-2018», - сказал заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров, выступая на открытии «Гидроавиасалона-2018».

По словам президента ПАО «ОАК» Юрия Слюсаря, авиастроение становится одним из передовиков цифрового перехода. Все новые передовые продукты гражданской, военной и транспортной линейки ОАК проектируются и производятся с применением цифровых технологий.

Новый гражданский лайнер МС-21 проектировался в цифре изначально. В его производстве используются высокотехнологичные роботизированные линии. В процессе его эксплуатации планируется реализовать концепцию «подключенного самолета» и добиться повышенной надежности и конкурентоспособности на рынке. 

«Умная начинка» - интеллектуальная система управления истребителя пятого поколения Су-57 делает этот комплекс, по сути, летающим интеллектом, снимает с летчика значительную часть нагрузки по управлению самолетом и позволяет сосредоточиться на боевых задачах. При создании нового модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160 конструкторы проектировали самолет в «виртуальном корпоративном облаке». Специально под проект Ту-160М2 была проведена работа по защите каналов обмена данными.

ОАК начала использовать такие методы испытаний систем самолетов, как моделирование и сквозная зачетность результатов испытаний. Благодаря этому можно почти вдвое сократить количество полетов для отладки систем вооружений, почти на четверть – для оценки аэродинамических характеристик. Здесь имеется огромный потенциал, поскольку с созданием более совершенной техники количество испытательных полетов увеличилось кратно. К примеру, при испытаниях самолетов 3-го и 4-го поколений требовалось от 500 до 1000 полетов, современные самолеты пятого поколения должны совершить до 5000 вылетов на полигонах, прежде чем изделие примут на вооружение. 

На предприятиях ОАК внедряются аддитивные технологии. Начат выпуск деталей с использованием бионического дизайна. Компания «Сухой» разработала первую деталь (силовой кронштейн для истребителя Су-57) на этой основе. В корпорации «Иркут» по аддитивной технологии напечатан прототип кронштейна навески двери для лайнера МС-21-300.

В ОАК прорабатывается концепция «цифровой фабрики». В скором времени каждый станок корпорации получит свою цифровую копию, а учет и прогнозирование их работы будет вестись одновременно на всех заводах. На Новосибирском авиационном заводе использование специальных датчиков и электронных терминалов, так называемых «электронных киосков», позволяет проводить более детальный и постоянный анализ работы высокопроизводительного оборудования и сокращать потери времени. В результате эффективность использования станков выросла до отметки 75% с прежних 60%. В результате внедрения системы за два года такие потери как «простои по организационной причине» сократились с 9% до 1,5%. 

«Цифровизация» коснулась даже процесса обучения. Специалисты Московского физико-технического института и РСК «МиГ» создали новое устройство, улучшающее точность сборки самолета – систему 3D-визуализации. Надев очки виртуальной реальности и подойдя к специальной голографической панели, любой слесарь-сборщик может ознакомиться с особенностями устройства того или иного агрегата в формате 3D. Сложная система проекторов и лазерных датчиков позволяет воспроизводить изображение даже на стене цеха. После доведения этой технологии обычные интерактивные доски и сенсорные панели окажутся ненужными.

В рамках экспозиции «Гидроавиасалона» развернуто цифровое КБ на 15 рабочих мест для решения задач по модернизации конструкторской документации в цифровом формате и работе в единой информационной системе для взаимодействия с другими КБ. По завершению выставки цифровое КБ продолжит свою работу на базе ТАНТК им. Г.М. Бериева.

Один из павильонов выставки занимает молодежная демонстрационная площадка «Авиация будущего», которую организовала ОАК. Там также представлены инновационные цифровые разработки школьников-участников профильных авиационных смен ОАК в детских центрах «Артек» (Крым), «Океан» (Владивосток) и «Сириус» (Сочи), а также в детских технопарках Москвы.

Версия для печати

Возврат к списку